Воспитание у детей

адекватного отношения к инвалидам

Дети – очень добрый, чуткий, милосердный народ, и то, что нужно долго объяснять взрослому человеку, ребенок понимает сердцем.

            Один мой друг поехал в Данию по приглашению тамошней организации инвалидов, контролирующей соблюдение прав людей с ограниченными возможностями. Он болен детским церебральным параличом. Дмитрий с трудом ходит, всем весом опираясь на палочку, и при этом быстро устает. Стоять на месте для него большая проблема – ходить лучше, чем стоять, но тоже очень тяжело. В первый же день на датской земле Дима был полностью вымотан, поскольку старался поспевать за более шустрыми и «быстроногими» коллегами по группе приглашенных, среди которых не было инвалидов. На второй день случилось неожиданно приятное чудо – во время очередного «марш-пробега» к нему подошел мальчик лет четырех, взял его за руку и подвел к стулу. Тогда люди вокруг, чье внимание привлекло это очаровательное создание, поняли свое некорректное поведение и в дальнейшем старались быть более внимательными к Дмитрию.

Вот так, не проронив ни слова, юный датчанин превратил в настоящий праздник поездку, которая грозила стать невыносимой пыткой. Кто же его так воспитал? Кто научил видеть и понимать трудности больного человека? Конечно, папа с мамой. Но только, наверное, не тем, что на вопрос: «А почему дяденька так смешно ходит?» родители, опустив голову и дернув к себе малыша посильней, начинали что-то бормотать о страшных болезнях. Думается, в его семье вообще не обсуждались люди с ограниченными возможностями отдельным     пунктиком. Да, инвалидам нередко нужна помощь в простой, элементарной для здорового человека ситуации, но это не делает их изгоями. Они не несут никакой угрозы и заняты теми же делами, что и другие люди: работа, магазины, встречи с друзьями. Значит, нет причин их бояться. И ребенку, в стране которого уважительно относятся ко всем гражданам, никогда не придет в голову при виде «особого» человека выворачивать шею и оскорбительно его разглядывать.

Инвалид в датской жизни – это не сенсация, как не сенсация и люди с темной и светлой кожей, полные, высокие, приземистые и т. д.

Сами посудите, если ваш коллега по работе - глухонемой, но работу свою знает, любит и прекрасно с ней справляется, почему к нему нужно относиться хуже, чем к человеку без физических недостатков? Разница лишь в том, что с инвалидом по слуху чаще всего приходится общаться посредством факса, электронной почты или блокнота с ручкой. Но если изначально работодатель и сослуживцы настроены позитивно, то к этому нестандартному способу общения быстро привыкают и через некоторое время это перестает быть обременительным.

В странах, где жизнь адаптирована к нуждам инвалидов, прохожие не вздрагивают при виде человека с синдромом Дауна. Он не вызывает ни у кого какой-либо негативной реакции. Для людей с частичной или полной потерей зрения инфраструктура приспособлена так, что сигналы специальных устройств, информирующих их о препятствиях, никого не раздражают. Специальные звуки настолько органично влиты в окружающую среду, что позволяют людям с белой тростью быть практически незаметными и, что наиболее важно, – самостоятельными. Человек в инвалидном кресле на показе мод, в аквапарке или ночном клубе никогда не вызовет вопроса:   «А что этот здесь делает?» Если обществом люди с ограниченными возможностями принимаются и привлекаются во все сферы деятельности, тогда и дети растут, адекватно воспринимая отличающихся от папы и мамы людей. Потому что, согласитесь, удивляться тому, что обыденно в их жизни и жизни их родителей, как-то странно.

Сегодня практически весь мир понял, что каждый человек ценен сам по себе. Абсолютно каждому можно помочь найти свое место, проявить себя. Просто одним людям нужны одни условия для жизни и деятельности, другим – другие, и на Западе из этого не делают непреодолимой преграды. В России, к сожалению, не видят в людях с инвалидностью хоть сколь-нибудь полноценных граждан, способных принести пользу своему государству. Скорее наоборот, сейчас наметилась тенденция изоляции инвалидов от общества и, следовательно… Если вместо того, чтобы за школьной партой сидели вместе такие разные и в то же время такие одинаковые дети, учителя будут схематично рассказывать про особенный вид человека – «инвалид», мы еще очень долго и безуспешно будем говорить об адекватном отношении наших детей к людям с ограниченными возможностями.

Приведу другой пример. Моя жизнь, как жизнь любого человека, представляет собой сложную цепь случайностей и обстоятельств. Заболев в детстве, я училась на дому, но не была обделена общением с моими одноклассниками. Приятно знать, что для них я была не только фамилией в журнале, напротив которой непонятным образом ставились оценки, но и живым человеком, которого они знали. А ведь очень многие дети, учившиеся на дому, так никогда и не узнали свой класс и не прикоснулись к суматошной школьной жизни. Не исключено, что и моя жизнь прошла бы более уныло, без подружек, забегающих на переменах, без радостей, игр, праздников, споров, интриг, без робких ростков доверия, которые с годами превратились в настоящую, крепкую дружбу.

В моем классе была замечательная девочка Лена, очень взрослая и самостоятельная для своих лет. Она-то первой и нарушила мое обыденное существование, придя ко мне сама и приведя одного за другим наших одноклассников. Сказать, что мои отношения с другими детьми складывались как по маслу, это значит слукавить.  Школьные товарищи по-разному реагировали на мой недуг, кто-то больше не пришел, с кем-то я дружу до сих пор. С Леной было легче и проще всех, для нее моя болезнь была только досадным неудобством, по причине которого меня нельзя вырвать на прогулку, например вместе погулять с ее забавными собачками Глорией и Булей. Для моей подруги я не была чем-то необычным, запретным и доселе невиданным. Папа Лены, красивый и гордый мужчина, был инвалидом. Передвигаясь на «канадках» за счет силы рук, он очень многим окружающим внушал уважение к себе – потому что не сдался, сумел получить образование, найти работу, создать прекрасную семью и воспитать дочь. Безусловно, тогда я даже об этом не думала, но дядя Леша и для меня был примером достойной, полноценной жизни. И я уверена, что многие люди после общения с ним меняли свое отношение к инвалидам в лучшую сторону. Уверена и в том, что те однокашники, с которыми я общалась, в дальнейшем при встрече с инвалидом не чурались его. Знаю точно, что дети моих друзей, мои маленькие друзья, видя незнакомого человека в инвалидном кресле, не обидят его ни жестом, ни словом.

Если бы в нашей стране вместо создания специальных, отдельных учреждений для инвалидов, попросту резерваций, у людей с ограниченными возможностями было бы больше прав и возможностей для самореализации, то сегодня бы нам не пришлось ломать голову над вопросом, как же воспитать у ребенка адекватное отношение к инвалидам.


 

Сайт создан в системе uCoz